ttpark (ttpark) wrote,
ttpark
ttpark

Теперь о ситуации у нас и на Западе


Как и обещал, публикую вторую часть выступления Грановской Р.М. со второго съезда РВС (12.07.2015). Во второй части своего выступления Рада Михайловна рассуждает о том, что произошло у нас в стране в связи с крушением СССР и что в это же время происходило на Западе. Где мы все сейчас находимся и как из такого положения нужно выходить.
Теперь о ситуации у нас и на Западе
Как вы знаете, в период перестройки у нас сменились ценности. Вместо коллективного достижения чего-то великого, мы перешли к индивидуализму с задачей достижения для себя любимого любой ценой. И лучше - вчера. Не хочу ждать до послезавтра. Пусть будет сразу. И во всём объеме.
Вот такая новая установка: "Не хочу далеко, когда-нибудь, а хочу теперь", — привела к очень большим последствиям в сокращении энергетического потенциала личности. Раньше, при советской власти, у нас была не только личная цель, у разных людей, но и общегосударственная общественно-значимая цель - построить такое государство, которое бы стало образцом для всех других. Понимаете, что такое такая общественно-значимая и отдалённая цель? Это пирамида, на вершине которой вот эта главная цель.
Потом наше руководство в какой-то момент сильно перепугалось слова "идеология" и почему-то решила, что, во-первых, наша идеология "не та", а потом подумала, что во всех странах нет идеологии. Но мы же с вами знаем, какие мощные идеологии в тех странах, которые нам сейчас сделали массу неприятностей. А что такое "лишились мы идеологии"? Представьте себе, что от этой пирамиды отчекрыжили верх и стало наверху вот такое плато и на этом плато много личным более-менее равнозначных целей. И сила на реализацию каждой из них - одна n-ая от числа целей. Значит, человек лишился всей мощи своего интеллекта и стал пользоваться только его частью. Он стал слабым, внушаемым и нездоровым. И вот эта повышенная внушаемость привела к катастрофе в стране, в которой живут растут паталогически-зависимое число людей. Я сейчас работаю в МЧС и я видела эти цифры. Они не приводят к успокоению. Нам нужны идеалы. И тогда человек - другой.
Ну вот а что на западе?
А на западе у них была иллюзия, что чем выше ВВП, тем большее количество счастливых людей в этой стране. А потом заподозрили неладное и провели эксперименты. При соотношении 1/10 и 1/20. И что выяснилось? Что изменение ВВП количество счастливых людей в стране не прибавляет, не изменяет. И тогда нужно было придумать что-то другое. Тогда начала развиваться, так называемая, позитивная психология. Надо было как-то продвинуть человека к счастью.
И нашли первый шаг. Первый Шаг получил название "Поток". Человеку говорят: "Ты что любишь делать?" Он говорит, ну например: "Ловить рыбу".
— Хорошо, ты пойдёшь ловить рыбу, но будешь вести себя совершенно по-другому. Ты ни о чем, кроме этой рыбы думать не будешь. Ни вспоминать о том, кто как к тебе относится, ни обращать внимание на время. Вообще ничего кроме этой рыбы.
И при такой ситуации человек либо бОльшую рыбу вытащит, либо больше мелких рыб. И ему это доставляет колоссальное удовольствие. Он вдохновляется и может догадаться, что можно сделать и второй шаг, но пока позитивная психология застряла на первом шаге.
А у нас? У нас этот стимул был на всю жизнь и поэтому энергетический запас был совершенно другой. И пока человек не будет формировать себе достойные и значимые цели, мы так и останемся слабыми.
Но есть ещё одна очень важная сторона. Что такое "большая отдалённая цель"? Здесь ключевое слово "отдалённая", "отставленная". Вы понимаете, что для того, чтобы сосредоточиться на час и сосредоточиться на жизнь нужно разное внутреннее состояние. Так вот, стали выяснять, от чего зависит это отставание.
Поставили тест, который получил название "Зефирный тест". Детей 3-5 лет приглашали в комнату по одному, где на красивой тарелочке лежала большая красивая конфета. Ему говорили: "Можешь съесть, но если подождёшь 15-20 минут, я пойду и принесу ещё такую же". Согласились подождать 15-20%, остальные съели сразу же. Вот эти 15-20 % потом исследовались через 10 и 20 лет. Выяснилось, что те, у кого была врожденная большая дистанция до того, как они должны были получить подкрепление к своим усилиям. Они были более успешными в жизни, лучше справлялись со всеми трудностями. И стали думать, как это отставание увеиличть, нашли несколько вариантов.
Ну, во-первых, есть сказки. Когда царевна ушла с бала раньше, чем надо, то её карета превратилась в тыкву, а кони в мышек. Чувство времени и контроль за временем.
Потом выяснили, что есть ещё одно очень хорошее качество: превентивное поддержание уверенности в себе или положительной самооценки. Был такой замечательный эксперимент. Пришли в школу психологи, проверили, кто в классе самый способный и [составили] список, в который попали дети средне-потолочным способом, зачитали при детях и учителям и к концу года те, которые были названы способными - действительно продвинулись. Таким образом - превентивное доверие. Потом возникло подозрение, что с врождённой величиной доверия что-то не так. Она может не только увеиличиваться, но и уменьшаться.
Поставлен был классический тест, который получил название "фломастеры". Те же дети приглашались, им давали коробку фломастеров и сказали, что если дети подождут, то им дадут ещё одну коробку. Их разделили на две группы. Одной группе, которые ждали - давали коробку. А другой [по всей видимости в этой группе дети тоже ждали] - не давали ничего. Так там из 15% ждущих остался 1%. Дети потеряли доверие к взрослым, а мы их обманываем теперь каждый день многократно... И какие отдалённые цели они будут ставить? У нас потерялось даже такое выражение, как "слово чести" (апплодисменты в зале).
Нам сейчас как никогда нужен творческий прорыв. Но творчество требует дистанции и способности переносить одиночество. Одна из психологов Ленинградского (Петербургсокго) университета поставила эксперимент на подростках 12-18 лет. Она предложила им 8 часов никакими гаджетами не пользоваться. Всего участвовало 65 человек. Как вы думаете, кто дошёл до конца? 3 человека! 2 мальчика и 1 девочка. Мальчик строил модель корабля, второй мальчик пересаживал или ещё что-то делал, а девочка сидела и записывала всё что она чувствует (смех и апплодисменты в зале). Ещё 7 человек выдержали 5 часов, остальные - меньше. И как только они прекратили это мероприятие, они немедленно включили компьютеры, они всунули в уши и т.д. Вообщем, они без этого жить не могут. Растёт поколение, которое не переносит одиночества, не имеет отставленных [целей]. Нам нужно это вернуть и восстановить. Я надеюсь, что вы справитесь.

Запись выступления Грановской:
Tags: Грановская Р.М., РВС, образование, политика, психология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments