ttpark (ttpark) wrote,
ttpark
ttpark

Откуда берутся герои? (часть 6) — Корейский герой 2.

Наткнувшись на корейские сказки теперь ломаю голову… В попытке понять происхождение основных черт героя всё больше и больше запутываюсь. И вот в чём дело.
В  каждом источнике сообщается, что система воспитания и образования была построена в Корее на основе конфуцианской, а потом и неоконфуцианской традиции.

Насколько мне удалось понять, конфуцианство – это «этико-политическое учение, возникшее в Древнем Китае». Оно призывало к укреплению общественного строя и сложившихся форм государственного управления путём строгого соблюдения древних традиций, идеализированных конфуцианцами. Конфуцианство требовало соблюдения норм, базирующихся на почтительности и уважении к старшим по возрасту и положению, почитании родителей, преданности государю, вежливости.

Неоконфуцианство, судя по всему, не меняло ключевые положения конфуцианства, а только развило его в сторону онтологии, натурфилософии и космогонии в результате столкновения с религиями (буддизмом и даосизмом). Оно и понятно. Конфуцианство не было религией и в этом смысле уступало религиозным учениям. Вот и возникала необходимость разрабатывать такие области, как онтологию (науку о сущем), а то не ясно было – каким образом следование конфуцианским нормам способствует сохранению правильного порядка вещей.

И тут мы почти подошли к вопросу о сказках. Но прежде чем перейти к нему. Нужно добавить ещё одну деталь: «неоконфуцианство поддерживало реакционную концепцию древнего конфуцианства о незыблемости существующих социальных порядков, о естественном характере разделения людей на высших и низших, на "благородных мужей" и "мелких людишек"». Что ещё раз подтверждает тезис о сохранении ядра конфуцианства – поддержании сложившегося социального порядка.

Причём же здесь сказки? Притом, что сказки, попавшиеся мне на глаза, в первом приближении, говорят об обратном. Об одной из них я вам уже рассказывал (Откуда берутся герои? (часть 5) — Корейский герой). Конечно, в сказке не свергается правитель, все герои остаются на своих местах в иерархии. Однако, положение аристократии явным образом проблематизируется. Возникает вопрос: «Где же тут сохранение порядка?»

То же самое происходит и во второй сказке, которую мне удалось прочесть: Волшебная кисточка. Сюжет сказки в том, что маленький крестьянский мальчик любит рисовать. И что однажды ему попадается волшебная кисточка, из под пера которой нарисованные предметы оживают. Мальчик начинает одаривать бедных крестьян рисом, одеждой и другими предметами быта, видя нищенствующее положение своего народа. Однако, злой правитель отбирает кисточку у парня и сам начинает рисовать. Из под руки злого правителя ничего дельного не выходит, он вызывает парня и тот рисует предметы по приказу. В итоге тиран погибает вместе со своей охраной, а мальчик улетает на белом журавле помогать своему народу.

Возникает вопрос: «Где же тут почтительность и сохранение сложившегося строя?» Этот вопрос меня озадачил. Однако, позже клкубок стал распутываться. Ведь мальчик не входит в прямое противодействие с властью не противится воле правителя, а просто выполняет то, что сказано и негодяй-правитель сам погибает со своим войском. Вероятно, здесь есть намёк на то, что настоящий «ван» должен быть мудрым и образованным, тогда и народ голодать не будет и сам он не погибнет по глупости своей.

Кисточку, кстати, отобрали у парня не за то, что он одаривал бедняков, а за то что мальчишка посмел владеть волшебной кисточкой! То есть речь идёт о разделении на «благородных мужей» и «мелких людишек». Но вот что интересно! Народная сказка хоть и пропагандирует стремление корейского народа к справедливости, тем не мене не подвергает сомнению сложившиеся устои. Ведь мальчик не убивает «ванна»! Он просто выполняет его указания. То есть «мелкие людишки» (как аристократия именует народ) с почтением констатируют частое несоответствие правителей образу благородных и мудрых мужей. Корейский герой  не является освободителем народа от гнёта правителя в погоне за социальной справедливостью. Он просто спасает свой народ строго в рамках сложившегося уклада. А правитель наказывает сам себя. Просто по глупости.

Вот такое оно – традиционное конфуцианское общество и его сказки.
Tags: Корея, герои, героизм, искусство, история, конфуцианство, культура, неоконфуцианство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments