ttpark (ttpark) wrote,
ttpark
ttpark

Читая Лао Цзы «Дао дэ цзин». Часть 2


Решили с ребятами обсудить – что из себя представляет китайская философия. Всего было предложено 3 книги, но я читал только одну - Лао Цзы «Дао дэ цзин». Некоторые мысли на этот счёт я уже написал в прошлом посте. Спешу поделиться и другими мыслями с вами.

Парафизиология

Мне неоднократно приходилось сталкиваться с разговорами на тему чакр, а автор комментариев к книге отмечает некоторую схожесть индийских чакр с даосским понятием киноварных полей. Пока я не успел подробно разобраться с тем, что это такое, но там же, в комментариях, отмечается, что это элемент «парафизиологии» (Пара- — приставка, означающая нахождение рядом, либо отклонение, нарушение чего-либо. Например, парамедицина, парапсихология и т.д.), который может сформироваться у человека, а может и не сформироваться. Грубо говоря, киноварное поле - некоторый «орган», которого от рождения у человека нет, но его можно создать со временем. Звучит более чем фантастически, но вот что интересно…

Мне видится здесь одна аналогия с реальным научным фактом, описанным Грановской Р.М. в книге «Элементы практической психологии». Она отмечает, что в течение жизни у человека в мозгу формируются (!) структуры – так называемые функциональные органы:

«Исследованиями школы А. Н. Леонтьева показано, что при обучении формируются, так называемые функциональные органы — система нервных центров, между которыми в процессе многократной совместной работы устанавливаются особо прочные связи». (Книга)

То есть нервные клетки при помощи своих аксонов в зависимости от опыта человека соединяются друг с другом по-разному и создают пространственные структуры (функциональные органы), которые потом человек использует в течение жизни. Чем не пример формирующихся в течение жизни органов? Почему в этом случае у человека не могут быть сформированы энергетические поля? Вопрос для меня лично открытый. Всерьёз этим вопросом я не занимался, но если что-то попадётся, обязательно расскажу.

Цель обретения бессмертия

Для чего даосам нужна вечная жизнь? Точно сказать я не могу, поэтому пускаюсь в личные плохо подтверждённые интерпретации. Мне кажется, что ключевым элементом в этом вопросе является идея о том, что при создании мира была допущена ошибка и мир оказался поломанным. Автор комментариев чётко намекает на то, что после обретения бессмертия человек будет предпринимать последующие действия для преодоления этого несовершенства мира. Какие в связи с этим возможны варианты?

Давайте вспомним – с чего всё началось. Сначала было дао, а из него родилось небо и земля. Какие есть варианты действий бессмертного даоса на пути преодоления мировой ошибки? Думаю, что варрантов всего 2:


  • Возвращение к неразделённому состоянию дао, то есть уничтожение творения, разделения на небо и землю

  • Восстановление «мистерии пожирания». То есть восстановление правильной смены пяти сакральных элементов (дерево – металл – огонь – вода – земля). Ещё большой вопрос остаётся в том – что же это за изъян такой с миром? Что именно сломалось?

Судя по тому, что даосы сильно дорожат жизнью как таковой и, видимо, даже не сразу признали возможность бессмертного бестелесного существования, они вряд ли хотят уничтожения мира. Но с другой стороны, поклоняясь 5 сменяющим друг друга элементам, поклоняясь циркуляции энергии ци, можно предположить, что жизнь важна именно как средство для уничтожения творения. Здесь нужно внимательно посмотреть на ответвления даосизма, подозреваю, что имеются как радикально гностические ветви, так и те, которые ожидают исправления созданного мира.

Tags: Китай, даосизм, культура, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments