ttpark (ttpark) wrote,
ttpark
ttpark

Нужно ли обобщать? О памяти, отношениях и будущем человечества.


Столкнулся с интересным явлением. Все вы слышали фразу «не надо обобщать». Обычно её произносят, когда просят не «стричь всех под одну гребёнку», то есть учитывать индивидуальные особенности каждого отдельного человека. Мол, поступки могут быть одинаковыми, но предпосылки к их возникновению различными и потому нужно разбираться в каждой ситуации отдельно.
Безусловно, каждый человек индивидуален и неповторим, но значит ли это, что обобщению в нашей жизни совсем нет места? Казалось бы, ответ очевиден! Не было бы места обобщению, не было бы таких дисциплин, как психология, социология и других. Но, как мне представляется, грань между обобщением и индивидуальным подходом довольно тонка, так как нельзя отрицать ни того, ни другого. Однако, на практике мне часто приходится сталкиваться с ярко выраженным проявлением одного из крайних вариантов – либо тотальное обобщение («да все они продажные», «да он в политику за деньгами подался, как и все» и т.д.), либо тотальная индивидуализация («откуда ты знаешь, что у него произошло и почему он себя так повёл?», «у каждого ребёнка свой план развития» и пр.).

Интересный взгляд на проблему обобщения я обнаружил в книге Р.М. Грановской «Элементы практической психологии» в разделе про память. Оказалось, что от способности к обобщению напрямую зависит не только способность запоминать материал, но и способность принимать решения. Цитата:

«Чем более обобщенная информация поступает из долговременной памяти, тем больше её может уместиться в кратковременной памяти и тем более сложное решение может приниматься человеком».

То есть, обобщая информацию, человек начинает мыслить более «крупными блоками» и потому решения становятся более сложными, так как уже включают в себя решение других более мелких проблем. По этой причине иногда решения руководителей нам кажутся несправедливыми и обидными. Для проведения обобщения им приходится огрублять модель, вынимая из неё некоторые индивидуальные особенности участников процесса. В противоположность этому есть мнение, что нужно учесть взгляд и проблемы каждого участника.

Обычно такой подход усложняет модель до такого состояния, когда найти решение становится просто невозможным. В итоге останавливается любое поступательное развитие, кроме случайного (кстати, принцип «Laissez-faire» - экономическая доктрина невмешательства сильно перекликается с подобным подходом). Интересно также и то, что в области образования у нас сейчас продвигается, так называемый, «личностно-ориентированный подход», то есть отрицание обобщающего подхода, а значит, нарушение баланса. Но мы не будем углубляться сейчас в вопросы образования, так как тема эта слишком велика для такой малой статьи.

Как мне видится проблема обобщения (то есть структурирования информации) и учёта частностей настолько серьёзна и велика, что от неё во многом зависит будущее человечества. Подтверждение моему мнению я нашёл среди выступлений на II съезде РВС:

«А самое главное и самое общее — вот то, что тут говорила Рада Михайловна. У нас что происходит? У нас в пять раз больше информации стало — значит, мы будем ее поверхностнее осваивать; у нас будет в пятьдесят раз больше информации — мы будем ее еще поверхностнее осваивать; у нас будет в пятьсот раз больше информации — мы начнем совсем поверхностно осваивать.
<…>
… на практике чем больше будет становиться информации и всего прочего, тем более мощно, талантливо и по-новому мы должны сопрягать этот вызов с человеческими возможностями и возможностями наших детей. Все здесь собравшиеся должны блестяще владеть компьютером и всем чем угодно, но есть резервы человека, который, может, и будет осваивать всё больше информации, оставаясь человеком и не теряя при этом глубины. И задача России в XXI веке — создать систему, при которой освоение большего количества информации, великий информационный вызов, великая информационная революция получит русский ответ не путем более поверхностного освоения всё большего объема информации, а путем такой мобилизации человека, при которой информации будет всё больше, но она будет освоена с большей глубиной, а не с меньшей, чем в предшествующие этапы человеческого развития. Либо это будет так, либо история — закончена, а человечество — рухнуло.» (Читайте полный текст выступления)

Отвечая на вопрос в названии статьи можно сказать, что мы должны научиться очень-очень-очень быстро структурировать информацию, упаковывать её, но при этом сохранять детали. Вот такая непростая задача перед нами стоит, друзья.
Tags: РВС, Человек, культура, наука, образование, память
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment