ttpark (ttpark) wrote,
ttpark
ttpark

Советская Джоконда

Оригинал взят у pyonerka в Советская Джоконда



 
     В 1937 году в Париже проходила Всемирная выставка «Искусство и техника в современной жизни». Страна Советов готовилась принять в ней участие. Готовилась тщательно. Это был первый смотр достижений СССР за 20 лет, прошедших после Октябрьской революции. Нужно было показать, каких свершений достиг советский народ и что такое «советский народ». На этой Всемирной выставке работы советского художника Самохвалова Александра Николаевича получили сразу три золотых награды, в их числе  - картина «Девушка в футболке» в номинации станковой живописи. Запад сразу окрестил ее «советской Джокондой».

  Позировала для картины учительница дочери Самохвалова - Евгения Петровна Адамова. Вот какую характеристику дал ей сам художник: «Девушка в футболке» - прекрасная современница, девушка, каких не было раньше. На ней футболка. Эта одежда времени, недорого стоящая, изящно облегающая фигуру, придает девушки вид современный. Её облик - простой и ясный. Смелый, открытый в будущее, в мечту взгляд и сброшенная в сторону копна волос придают ей черты человека - участника по-новому открывшейся, богатой новыми мотивами жизни… Я увидел такую девушку, которая могла стать символом, и написал её».

  На этой неделе в Русском музее (Санкт-Петербург) заканчивается выставка работ художника Самохвалова А.Н., приуроченная к 120-летию со дня его рождения. Пропустить такое событие  - большое огорчение. Поэтому, собрав своих коллег, я побывала в музее и провела для них небольшую экскурсию. Честно говоря, побывать на выставке меня подстегнуло совсем другое полотно. Хотелось увидеть его вживую, не на холодном экране монитора. Я веду речь о картине, написанной в 1967 году (за 4 года до смерти художника) -- «Аппассионата (Строители коммунизма)»

  Кстати, если вы думаете, что смотреть на картину можно и на компьютерном экране - глубоко заблуждаетесь. Смотреть, конечно, можно, но вот эмоций вы получите намного меньше. Впрочем, это замечание справедливо не только для живописи, но и для любого искусства. Например, смотреть балет по ТВ - невозможно! Это убийство балета. Поэтому ходите в музеи и театры почаще! Ваши эмоциональные мышцы нуждаются в тренировке точно так же, как мышцы мускулатуры. Не стоит добровольно превращаться в эмоционального инвалида.




     Вот как описал картину сам автор в книге «Мой творческий путь»:

  «В рабочем клубе или Красном уголке возле мраморного бюста В.И. Ленина раскрыт рояль. Уже предвечерний час. Приглашенный пианист в память о Ленине исполняет любимейшее его произведение - "Аппасионату" Бетховена. Собрались все. Тут и руководители предприятия, и лица высших научных квалификаций - учёные, среди них человек, напоминающий Курчатова. И, может быть, приглашенные сюда летчики-космонавты.
В основе народной массы представители высококвалифицированных советских индустриальных рабочих. Руки рабочего с засученными рукавами в несколько беспокойном жесте выражают его внутренний переход от труда к восприятию музыки. И справа, и слева от него объединились группы рабочих. Среди них пожилая работница, строгая сосредоточенность которой свидетельствует о восприятии ею музыки. Ниже, в первом ряду сидящих, представительница советских индустриальных работниц - мать. Её взволнованный сын потрясен музыкой, творящейся здесь, прямо перед ним. Они сидят почти у самой клавиатуры раскрытого рояля. И за роялем пианист, чем-то, может напоминающий самого Бетховена, мощным ударом вызывает из музыкального инструмента потрясающие звуки сонаты "Аппассионаты", те самые, о которых В.И. Ленин сказал М. Горькому: "Ничего не знаю лучше "Appassionata", готов слушать ее каждый день. Изумительная, нечеловеческая музыка. Я всегда с гордостью, может быть, наивной, думаю: вот какие чудеса могут делать люди!" Звуки, которые выражают порыв человека к великому действию. 

  Слева от матери группа женщин и девушек - техническая интеллигенция, без которой не обходится сейчас ни одно индустриальное предприятие. А за их спинами - инженерная молодежь и один физкультурник-динамовец. Правее, ближе к мраморному бюсту вождя, фигуры инженера, девушки-конструктора, летчика-космонавта и двух девушек у рояля как бы замыкают группу сидящих в первом ряду старших товарищей, среди которых один седой инженер и один Герой Социалистического Труда…Лучи закатного солнца вспыхивают на складках их одежд, на их взволнованных лицах.
     Жесты были в этой картине одним из важнейших участков композиционной работы. Разговор рук, нарастание их выразительности от жестов восприятия, углубления, жестов, характеризующих участников композиции, из взаимосвязи, до активного взмаха для мощного аккорда у пианиста - всё это было предметом волнующей меня как автора разработки композиционного строя произведения и увлекало меня как художника. А за окнами, в лучах предвечернего солнца - мощный портальный кран и очертания громадной современной стройки».


     Вглядитесь в картину. Разглядели в правой части нашу Джоконду? Здесь не только она. Художник любовно расставил здесь своих любимых героинь. Честное слово, его героини достойны, чтобы на них смотрели. А что это за героини, поговорим в следующий раз.



Tags: СССР, искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments