ttpark (ttpark) wrote,
ttpark
ttpark

Айн Рэнд и её Атлант


Вот уже который раз мне говорят о том, что есть такая замечательная и прекрасная книга, как «Атлант расправил плечи» (Кстати, нужно отметить, что в буквальном переводе с английского название звучит как: "Атлант пожал плечами"). И что она очень здорово описывает ту реальность, которая ныне сложилась. До недавнего времени мне удавалось отделываться от этой книги. Но слишком уж большое количество сообщений о ней поступает с разных сторон…

Мой пост – всего лишь прелюдия к подобной экзекуции. Придётся прочитать. Очень не хочется тратить время на это произведение, но если оно столь широко разошлось среди людей, которые имеют для меня значение, значит, придётся знакомиться с ним.

Я уже заочно знаком с этим произведением, так как успел посмотреть экранизацию первой части. Есть ещё и аудио-версия книги для тех, кто не хочет читать. Но самое главное, на мой взгляд, нужно ознакомиться с интервью самой Айн Рэнд:

Я понимаю, что многих наших соотечественников подкупают сведения о том, что Айн Рэнд родилась в России. Правда, почему-то люди забывают некоторые подробности из её жизни (смотри статью на Вики):

Алиса Зиновьевна Розенбаум [Она же Айн Рэнд] родилась в Санкт-Петербурге, в семье фармацевта Залмана-Вольфа (Зиновия Захаровича) Розенбаума…

Вскоре после рождения младшей дочери Норы в 1910 году Зиновий Захарович стал управляющим в крупной аптеке Александра Клинге на Невском проспекте и Знаменской площади, и семья переехала во вместительную квартиру во втором этаже особняка над аптекой.

Уже в 1912 году Зиновий Захарович стал совладельцем и в 1914 году единоличным владельцем этой аптеки, персонал которой теперь включал 6 провизорских помощников, 3 практикантов и нескольких ассистентов.

То есть Айн Рэнд жила во вполне зажиточной еврейской семье времён царской России. Но…

В 1917 году после революции в России собственность Зиновия Розенбаума была конфискована, и семья переехала в Крым, где Алиса закончила школу в Евпатории.

2 октября 1921 года Алиса поступила в Петроградский университет по специальности «социальная педагогика» на трёхлетний курс... В годы учёбы познакомилась с идеями Фридриха Ницше, оказавшими на неё большое влияние
— На это тоже нужно обратить особое внимание. Ницше – это ведь не просто философ, это весьма своеобразный философ
Закончила университет весной 1924 года.

В 1925 году она получила визу для поездки на учёбу в США, в январе 1926 года через Ригу переехала в Берлин (где жила её двоюродная сестра, врач Вера Гузарчик) и в конце февраля прибыла в Чикаго, где поселилась у живших там кузенов своей матери. Её родители остались в Ленинграде и умерли во время блокады в годы Великой Отечественной войны
— Вероятно, многое во взглядах Айн Рэнд на жизнь объясняется этой трагедией. Это всего лишь моё предположение. Кстати, интересно  - почему её родители всё же остались? И каковы были её взаимоотношения с родителями?.

Обе сестры также остались в СССР. Наталья Зиновьевна Розенбаум (1907—1945) окончила Ленинградскую консерваторию. Элеонора Зиновьевна Розенбаум (в замужестве Дробышева, 1910—1999) эмигрировала в США в 1973 году по приглашению Айн Рэнд, но вскоре возвратилась в Советский Союз ...
— Почему возвратилась? В чём причина?
... и до самой смерти жила в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Первая любовь Алисы — выпускник Ленинградского технологического института Лев Борисович Беккерман (1901—1937, Лео Коваленский в её романе «Мы живые») был расстрелян 6 мая 1937 года.
— Действительно, в жизни Айн Рэнд было большое количество трагедий, связанных с потерей близких ей людей. Не мудрено, что человеческая жизнь стала для неё высшей ценностью. Об этом она говорит в своём интервью (см. выше).

Философские взгляды

Осталось только добавить несколько строк о философских взглядах Рэнд. Вот что говорит Вики:

Айн Рэнд является основательницей философского течения рационального индивидуализма, противостоящего коллективизму. Свои философские взгляды Рэнд выразила через идеал человека-творца, живущего исключительно за счёт своих творческих способностей и таланта.

Что касается человека-творца – это отдельная история. Её мы ещё обсудим. А вот что касается рационального индивидуализма (он же объективизм), то тут нужно отметить следующее. Россия всегда славилась своим коллективизмом и потому априори идеи Айн Рэнд являются враждебными нам. Более того наиболее враждебной она оказывается в отношении к советскому периоду, как расцвету коллективистского начала в России. И это также хорошо видно исходя из биографии Айн Рэнд. Не даром она уехала в США из СССР, согласитесь?  Её антикоммунистический взгляд подтверждает многое. Вот, например, её размышления по поводу борьбы с коммунистами в США:

«Принцип свободы слова требует … чтобы мы не принимали законов, запрещающих [коммунистам] говорить. Однако принцип свободы слова… не подразумевает, что мы обязаны давать им работу и поддерживать наше собственное уничтожение за наш же счёт»

Хоть ей и приходилось там работать «официанткой, продавщицей газетных подписок, а затем костюмером на студии RKO Pictures», тем не менее, для неё, видимо, такое положение было более приемлемым, чем советская действительность.

К сожалению, я в данной короткой статье не имею возможности подробно рассматривать философию Айн Рэнд  и её жизненный путь. Однако, я прекрасно понимаю, чем привлекает философия рационального эгоизма наших современников. Дело в том, на мой взгляд, что подобная философия позволяет избавиться от обременения в виде Родины, долга служения и подобных вещей. Потому как в рациональном эгоизме этому нет места. В этой философии каждый человек предоставлен сам себе и никому ничем не обязан. Помню, мне очень нравились эти идеи в школьные годы. В моей голове вопрос звучал примерно так: «Когда я успел столько задолжать? Вроде я только родился и рос сам по себе, но уже оказался кому-то что-то должен! В том числе – свою жизнь! Откуда всё это?» Желание избавиться от такого долга очень соблазнительно. Особенно соблазнительно оно, когда все говорят, что так и должно быть. Однако, тропа моей судьбы вывела меня на другой путь. Я осознал, например, что человек формируется в обществе, в культуре и уже поэтому он оказывается в долгу у общества в котором он вырос и у культуры, которая его сформировала. И если вам дорога культура и народ – вы будете его защищать не потому, что вы ему что-то там должны, а потому что он ваша часть, а вы часть его. А размышлять о разумном эгоизме, я считаю, могут только люди, которые не имеют родной земли и народа. Им можно только посочувствовать, так как это очень непросто быть скитальцем по жизни и не иметь дома. Рациональный эгоизм – ода одиночеству, от которого русский человек начинает спиваться и вешаться.

Прочитайте, хотя бы, стихотворение Лермонтова «Родина» и Пушкина «Пророк». И вы поймёте, что никакой «разумный эгоист» такого бы не написал:

                   Родина

Люблю отчизну я, но странною любовью!

Не победит ее рассудок мой.

Ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья

Не шевелят во мне отрадного мечтанья.

Но я люблю - за что, не знаю сам -

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям;

Проселочным путем люблю скакать в телеге

И, взором медленным пронзая ночи тень,

Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,

Дрожащие огни печальных деревень;

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

                 М.Ю.Лермонтов

      Пророк

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, —

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Перстами легкими как сон

Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

                          А.С.Пушкин

Tags: РФ, Россия, СССР, США, искусство, культура, литература, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments