ttpark (ttpark) wrote,
ttpark
ttpark

Песня о войне группы "MOTOR-ROLLER"


С недавних пор я начал собирать патриотические песни разных авторов (Думаю, что вы видели пару моих постов на эту тему: пост 1, пост 2), разбирать их, а наиболее понравившиеся – учусь играть на гитаре. Вчера товарищ скинул мне ссылку на песню группы «MOTOR-ROLLER» — «Песня о войне». Давайте приглядимся к ней повнимательнее.
Начнём, пожалуй, с просмотра клипа:

Прежде чем переходить к анализу текста песни хочу рассказать вам немного о группе «Motor-Roller» (Вики).
Motor-Roller — рок-группа из города Алма-Ата (Казахстан).
Творческая биография коллектива началась в 1993 году. Основателем и бессменным лидером команды стал Ильяс Аутов, являющийся автором практически всех текстов и музыки. За годы существования в команде принимали участие различные музыканты, было проведено немало творческих экспериментов.
Группой было записано 5 альбомов [Думаю, стоит ознакомиться подробнее] и выпущено несколько клипов...
<…>
В 2009 году был снят видеоклип на композицию «Песня о войне». После его размещения в Интернете в 2010 году в течение первых двух суток количество просмотров превысило 150 000.
В июне того же года, «Песня о войне» победила во всероссийском межрегиональном мультимедийном конкурсе «Одна на всех», посвященном 65-летию Великой Победы.

Единственная зазубрина, которая мне не даёт покоя – это название группы. J Понимаю, что группе уже не один год и название – это дань истории группы. Но всё же оно плохо сочетается с такой песней, на мой взгляд. Впрочем, я не помню случаев, когда группы бы меняли название из-за песни J


Кстати, картинка с официального сайта, не менее загадочна:

Логотип группы на крышке канализационного люка… Хм… О чём речь? Почему? В чём символизм? Впрочем, обсудить особенности сайта группы можно будет в другой раз.

А сейчас к тексту песни:

Проснулись все кому спалось,
На небе что-то взорвалось,
Я распахнул своё окно и глянул вверх,
И тут мне сзади говорят:
"Ты посмотри, опять бомбят!" -
А я в ответ: "Да это ж просто фейерверк!".
Кому ответ?! Кто говорил?!
Ведь я один в квартире был!
Живу у матери - давно, наверно, спит.
Я обернулся, что за бред,
Передо мной стоял мой дед,
Мой дед, который в 45-м был убит.
— Автор поднимает в своём произведении по-настоящему метафизическую тему: разговор с погибшим дедом. Для чего автор «организует встречу» главного героя с дедом?

Шинель, пилотка, ППШ,
А я стоял едва дыша,
И головой своей мотал, чтоб сон прогнать,
Но дед не думал уходить,
Он попросил воды испить,
Потом сказал: "Присядем внук, к чему стоять!".
Напротив деда я сидел
И словно в зеркало глядел,
И дым махорки незнакомый мне вдыхал,
А он курил и говорил,
Про то где воевал, где был
И как на Одере в него снаряд попал.
— Ведь встреча нужна не просто для того, чтобы дед рассказал внуку о том – где он был, как воевал и как погиб. Первая часть беседы всего лишь прелюдия к основному действию.

Тут его взгляд задумчив стал,
И дед надолго замолчал,
Потом вздохнул и произнес: "Скажи мне внук,
Ты отчего же так живешь,
Как будто свой башмак жуешь,
Как будто жизнь для тебя сплошной недуг?!".
— Деда волнует вопрос о том – как же так получилось, что внуки живут «недовольные жизнью».

Я растерялся, но потом,
Ему все вывалил гуртом:
Что современный человек такая дрянь,
Что я ишачу на козла,
Что в людях совесть умерла,
И что отмыться им не хватит в мире бань.
— Внук представляет деду свою интерпретацию проблем современного общества. Фактически говорится о двух вещах: эксплуатации одного человека другим и о смерти совести. Остальные фразы: «человек такая дрянь», «отмыться им не хватит в мире бань» ни о чём конкретном нам не говорят. Но из тех слов, которые прозвучали выше можно сделать вывод, что внук не принимает существующую реальность и бежит от неё, заливая горе алкоголем (судя по клипу).

Я что-то там еще кричал,
Но тут кулак на стол упал,
Горящим страшным взглядом дед меня сверлил:
"Тебе б со стороны взглянуть,
Мой внук, на жизни твоей суть
И ты б тогда совсем не так заговорил!
Ты был талантлив, всех любил,
Но все в деньгах похоронил,
Искал разгадку смысла жизни, а теперь?!
Ты ищешь баб на стороне, забыл о сыне и жене,
И между миром и тобой стальная дверь.
— Дед негодует из-за того, что внук променял «нечто» на деньги. Это «нечто» маркируется наличием таланта и любви  к  ближнему. Иногда по такому поводу говорят о «продаже первородства за чечевичную похлёбку». То есть высшие устремления внук променял на приземлённый материальный достаток и прозаические земные удовольствия.

Неужто ради ваших склок,
За хлеб и зрелища мешок,
Мы погибали под огнем фашистских крыс,
Эх, нету Гитлера на вас,
Тогда б вы поняли за час,
Всю ценность жизни,
Её прелесть, её смысл!".
— То есть по мысли деда получается, что наличие реального зла и близости смерти порождает в человеке понимание прелести жизни и её настоящего смысла. Но неужели в окружающем нас мире нет зла? Полно! Но в речах деда имеется ввиду особое зло – сконцентрированное в конкретном субъекте – Гитлере, например. Действительно, когда ты чётко понимаешь – кто враг бороться с ним становится намного проще. Однако, к сожалению, современная действительность и войны XXI века отличаются своей «размытостью», «диффузностью». Сетовать на это можно сколько угодно, приговаривая «нету Гитлера на вас», но дело этим не поправишь.

Уже рассвет входил в мой дом,
И пели птицы за окном,
Солдат исчез и я вдруг начал понимать:

— И вот тут начинаются самые загадочные строки всей песни, которые мне до конца понять не удалось. Мне было бы очень интересно выслушать ваше мнение на этот счёт.
В любом из нас сидит война,
Не знаю чья в этом вина
И нам нельзя на ней, ребята, погибать!
В любом из нас сидит война,
Не знаю, чья в этом вина
И нам нельзя на ней, ребята, погибать!

— О какой войне идёт речь? Первое что приходит на ум – это борьба человека со своими слабостями и пороками. Как сказали бы люди верующие – со своим грехом. И гибель на этой войне – это крутое саморазрушительное пике, падение в бездну небытия. То есть дед на примере войны «внешней» (то есть видимой, классической войны) показал, что война «внутренняя» тоже существует и что она крайне важна.

В этом смысле очень интересен заключительный кадр клипа:

Мы видим дымящуюся гильзу от снаряда. Нам намекают на то, что был произведён некоторый символический выстрел, то есть, видимо, началось внутреннее сопротивление героя, направленное против своих пороков и слабостей.

И напоследок несколько фотографий со съемок клипа:






P.S. Друзья, я буду вам очень признателен, если вы порекомендуете мне и другие песни для прослушивания. Заранее благодарю.
Tags: Казахстан, искусство, культура, музыка, песня, русский язык
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments