ttpark (ttpark) wrote,
ttpark
ttpark

Подходы к формированию коллектива (доклад)


Недавно мы с товарищами обсуждали вопрос построения коллектива. Я готовил доклад о методах формирования. Думаю, что доклад может быть интересен моим читателям, а потому предлагаю его вашему вниманию.

Предисловие

«Коль человек - существо общественное, то только в обществе он может развить свою природу».

Аристотель

Существуют как минимум две дисциплины, которые занимаются вопросом формирования коллективов. Это психология и педагогика. Психология изучает общие законы формирования, существования коллективов, классифицирует их и т.д. А педагогика рассматривает коллектив с практической точки зрения, как среду для воспитания человека.

В психологии есть отдельный раздел – социальная психология, изучающий закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их принадлежностью к определенным общественным группам, изучающая также психологические характеристики этих групп. (Вики) Также существует ряд социально-психологических исследований под общим названием «групповая динамика», которые посвящены проблемам формирования и развития групп, факторам, влияющим на их сплоченность и эффективность.

Также хочется отметить, что в работах по психологии вы, скорее всего, найдёте большое количество упоминаний о группе, нежели о коллективе. Судя по всему, в западной литературе не делается существенных различий между группой и коллективом. Однако же наши учёные (А.С.Макаренко, Л.И.Уманский и другие) настаивали  на том, что коллектив – это высшая стадия развития группы. Не менее важно и то, что наши учёные настаивали на введении ценностного фактора в понятие о коллективе. И Макаренко и Уманский считали, что коллективом может быть только такая группа, которая занимается общественно полезным трудом. Разбойничья банда – это не коллектив, а в лучшем случае корпорация.

2       Субъекты процесса

Коллектив существует, пока существует общая задача. Коллектив – средство для выполнения задачи, а не самоцель. Но кто ставит задачу? Кто является заказчиком формирования коллектива?

Заказчиком являются сами члены коллектива. Даже если взять, армию, то и в ней заказ исходит от коллектива. Нет, не от призывников. А от того большого коллектива под названием армия, в который и вливаются призывники. Происходит что-то вроде «ассимиляции».

Можно ли сформировать коллектив вопреки желанию его участников? Думаю, что нет [К сожалению, у меня пока нет ссылок на мнения авторитетов в данном вопросе — Николай], так как коллектив подразумевает совместную деятельность в рамках общей задачи\цели. Нет общей цели и задачи – нет коллектива. Рабы на галерах – это ещё не коллектив, так как они не имеют общей цели и не согласовывают действия между собой, пусть даже и гребут в одном направлении. Но если они устроили восстание, то это уже коллектив, так как это они поставили цель и вместе работали над её осуществлением.  То есть каждый член коллектива должен принять общую цель\задачу, тогда только начинается формирование коллектива.

Зачинщиком же строительства коллектива может быть даже один человек [В данном случае у меня тоже нет ссылок на авторитеты — Николай], который начнёт заражать окружающих какой-либо идеей, требующей коллективного действия. Если ему удастся найти последователей идеи, то можно будет перейти к формированию коллектива.

Возможно ли иметь план построения коллектива? Так как человечество имеет большой опыт построения коллективов, то, думаю, вполне возможно иметь заранее продуманный план формирования коллектива. Конечно, в него придётся вносить корректировки, но это не меняет суть дела. Я считаю, что проективный подход к вопросу о коллективе возможен.

3        Требуемые качества и характеристики коллектива

Разные учёные выделяют различные характеристики коллективов в качестве основных. Однако, наиболее универсальным принципом мне видится «принцип единства», описанный Лениным.

«Единство партии, один из коренных принципов революционной марксистской партии, необходимым условием успешной деятельности которой являются организованность, сплочённость и дисциплинированность, опирающиеся на общность задачи борьбы за коммунизм

<…>

«В. И. Ленин подчёркивал неразрывную связь организационного и идейного Единства партии. Ещё в 1900 он писал: «Необходимо выработать, во-первых, прочное идейное объединение... Необходимо, во-вторых, выработать организацию...»

<…>

«Недооценка теоретических или организационных вопросов влечёт за собой ослабление Единства партии, могущее привести к потере ею способности руководить трудящимися». (БСЭ: «Единство партии»)

Если следовать логике Ленина, то способность коллектива решать сложные задачи тем выше, чем выше его единство. При этом единство разделяется на идейное, которое является первостепенным и организационное.

На основании статьи из БСЭ

· Идейное единство

o Единство цели

o Единство ценностей [Добавлено мной — Николай]

o Единство понимания стратегии

o Единство понимания тактики

· Организационное единство

o Дисциплинированность - склонность членов коллектива к выполнению правил и норм коллектива. Обеспечивает согласованность действий.

o Сплочённость - мера тяготения членов коллектива друг к другу и к коллективу (суммарный показатель межличностных связей и приверженности коллективной цели). Характеристика единства, взаимосвязанности индивидов.

o Организованность - степень упорядоченности функций, прав, ответственности членов коллектива. Обеспечивает высокую скорость решения типовых задач.

§ Сработанность — это эффект сочетания, взаимодействия индивидов, который показывает максимально возможную успешность (в совместной работе) при минимальных энергетических затратах.

· Психологическое единство [Выделил Уманский Л.И.] - интеллектуальное, эмоциональное, волевое. [Насколько я понимаю, Ленин не рассматривал эту сторону вопроса — Николай]

Из предложенной схемы следует, что методы формирования коллектива должны увеличивать единство коллектива до величины, при которой коллектив сможет решать поставленные перед собой задачи.

4   Методы формирования

4.1 Подход Макаренко

Несмотря на то, что мы уже начали говорить про отношение Ленина к коллективу, я предлагаю начать рассмотрение подходов с Макаренко для того, чтобы разница в подходе была для нас более очевидной.

А.С. Макаренко считал, что развитие коллектива зависит от:
·         динамики деятельности и отношений
·         согласованности действий
·         единства требований к членам коллектива

Соответственно, для развития коллектива прежде всего необходима совместная и согласованная интенсивная деятельность. Поэтому коллективы намного быстрее формируются при совместной ежедневной работе. В связи с чем нужно помнить – Макаренко описывает свой уникальный опыт формирования коллектива, когда коллектив постоянно проживает и трудится на территории лагеря. Подобным образом формируются и воинские коллективы из новобранцев.

4.1.1 Этап №1 - Внешнее управление

Характеризуется предъявлением требований только со стороны его руководителя. Для коллектива на этом этапе характерен довольно низкий уровень группового сплочения. Люди еще не готовы к общим действиям, групповые нормы пока еще не выработаны

4.1.2 Этап №2 – Развитие социальных взаимоотношений

Формируются групповые нормы и действия. Все большее количество людей способны к согласованным действиям. Требования руководителя поддерживаются наиболее активными членами группы. Создается социальный актив, возникает лидерство.

4.1.3 Этап №3 – Самодостаточность

На третьей стадии в коллективе достигнута согласованность действий всех членов группы. Групповые нормы и действия выработаны. Ожидания, нормы и санкции становятся общими для всех членов коллектива. Социальный контроль со стороны лидера снижается.

4.1.4 Этап №4 – Личность предъявляет требования к себе

Личность предъявляет требования к самой себе.

4.2 Этапы формирования воинского коллектива

Похожим, но более форсированным и жёстким образом формируется воинский коллектив. Похожесть заключается в том, что члены будущего коллектива ограничены в пространстве проживания. А также сильно ограничены рамками правил поведения и строгостью наказания за нарушение этих правил.

4.2.1 Этап №1 – Социальное единство

Военнослужащие устанавливают многообразные контакты, которые необходимы для успешного выполнения служебных и иных задач. Недостаточная сплочённость коллектива

4.2.2 Этап №2 – Войсковое единство

На стадии войскового товарищества, как правило, завершается процесс взаимного изучения, устанавливаются отношения между военнослужащими, стабилизируется структура коллектива, которая включает коллективное мнение и настроение, взаимоотношения и сплоченность, дисциплинированность и коллективные привычки.

4.2.3 Этап №3 – Социальная зрелость

Достигается единство воли и действий, знаний и убеждений, интересов и ценностных ориентаций у подавляющего большинства членов воинского коллектива

Заметьте, что идейное единство, единство убеждений в воинском коллективе возникает на самом последнем этапе. Связано это с двумя вещами:

· Вам не обязательно иметь идейно накалённых людей для того, чтобы собрать их в одном месте и начать строить воинский коллектив. У государства есть свои методы принуждения к этому.

· У вас уже имеется крупный субъект (армия), к которому примыкают новые члены. Идейные разногласия вновь пришедших не могу повлиять на единство армии.

4.3 Подход Ленина


В отличие от Макаренко у Ленина не было возможности поселить всех членов партии в одном месте и начать выковывать коллектив. Также у него не было готовой великой партии, к которой можно было бы присоединиться, ему нужно было её строить. В связи с этим, Ленин говорит о том, что идейное единство является первоочередным для построения партии. И только имея идейное единство можно выстраивать структуру.

5 Выводы

Безусловно, коллектив строится вокруг общих целей и задач. Нужно всегда помнить об этом. Именно наличие общих целей отличает коллектив от малой группы. Также нужно помнить о том, что единство коллектива определяет его результативность и способность выдерживать большие нагрузки.

На сегодняшний день весьма существенной является проблема формирования коллектива с высокой степенью единства в современных телекоммуникационных условиях, когда бОльшая часть деятельности осуществляется не бок-о-бок, а удалённо. Нужны новые методы и подходы к формированию коллектива в таких условиях.

Tags: доклад, история, коллективизм, культура, общество, человек
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments