ttpark (ttpark) wrote,
ttpark
ttpark

Зачем человеку экстрим? Часть 3: беседа о счастье и деле жизни.


Итак, мы уже успели выяснить, что при помощи экстремальных видов спорта человек получает не просто удовольствия, а довольно специфические, связанные с физической стимуляцией организма при помощи гормонов (эндорфинов и адреналина). Но как этот процесс связан со стремлением человека к счастью, которое мы определили как жизненную цель, более высокую, нежели простое получение удовольствий?
(Читайте прошлые посты по данной теме: Пост №1, Пост №2)

Николай: Вот ты раньше сказал, что каждый человек стремиться получать удовольствие, но давай мы всё-таки сойдёмся на том, что каждый человек стремится к счастью, как мы сейчас договорились.
Алексей: Да, пожалуй, это будет верно. Этой мысли у меня изначально не было, потому что мы отталкивались от обсуждения удовольствия, но наверное было бы разумно к этому прийти.
Николай: А может ли человек прийти к счастью, получая большое количество удовольствий?
Алексей: Если он не знает о других вариантах и не чувствует потребности реализации себя через что-то большее, то он может остановиться на удовольствиях и ему может быть этого достаточно.
Николай: Что-то большее – это что?
Алексей: Это может быть построение, создание дела собственной жизни. Это может быть создание семьи, рождение детей, … передача своих знаний, своего опыта им.

Дело жизни

Вот так внезапно мы вышли ещё на одну крайне важную тему под заголовком «Дело жизни»… По-моему мнению, счастье это скорее побочный продукт, получающийся в результате работы над делом жизни, нежели самоцель. Конечно, человек хочет быть счастливым, но хитрость, видимо, заключается в том. что достичь этого состояния, двигаясь напрямик к нему, невозможно. Вот как описывает эту коллизию Виктор Франкл в своей книге «Человек в поисках смысла» (Скачать в pdf формате):

«… человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя своему партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Таким образом, он, по сути, может реализовать себя лишь в той мере, в какой он забывает про себя, не обращает на себя внимания.»

Николай: А у тебя дело жизни есть?
Алексей: Я пока не понял. Я пока в процессе поиска. Пока я ещё не знаю чего хочу. Я чувствую, что оно есть и… я чувствую, что у меня есть потребность в нём. И, я вот в разных сферах и аспектах себя пробую для того, чтобы в определённый момент сказать: «Да – это то, чего я не понимал и что я искал»
Николай: Мне кажется, что у людей действительно есть потребность в деле жизни… Я то считаю, что люди говорят, по большому счёту, о служении. Ведь, что значит «дело жизни»? Это значит, что у тебя есть дело, которому ты служишь, которому ты отдаёшься полностью. Так или нет?
Алексей: Правильно. Да-да, справедливо.
Николай: Но, возникает элементарная проблема! Никто не знает, как его найти. Это похоже на массовую проблему?
Алексей: … я не могу сказать, что знаю хоть одного человека, на которого я бы посмотрел и сказал, что вот этот человек занимается делом своей жизни, что он чётко понимает, и что человек нашёл своё предназначение. … Я знаю людей, которые меня вдохновляют потому что они делают какие-то крутые штуки, которые меня впечатляют и которые полностью этому делу отдаются, но я точно не могу сказать, что через пять лет эта ситуация будет такая же.

Нужно отметить, что Алексей общается с большим количеством молодых людей и потому я склонен считать, что его слова отражают общую картину происходящего. А картина заключается в том, что молодёжь не может найти дело своей жизни. Или может быть дело их жизни не находит их? Давайте вспомним слова Пушкина из стихотворения «Пророк»:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Что мы видим? Конечно, сам автор находился в поиске, но помимо этого некая сущность спустилась к нему и в повелительном тоне приказала: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли…». То есть пророк уже не просто нашёл своё дело, а подчинился ему и той сущности, которая является высшим выражением этого дела. С этого момента герой произведения перестаёт быть свободным, он теперь является орудием в руках чего-то большего, он выполняет миссию. И на мой взгляд – это важнейший принципиальный момент. Ощущение и осознание своей миссии позволяет человеку выходить за пределы себя, своих возможностей.

Современные же молодые люди, к которым я отношу и себя, скитаются в поиске, но почти не встречаются с сущностью, которая прикажет им: «Виждь и внемли!» К тому же есть современная внутренняя убеждённость в том, что подчинять себя чему-либо, какой-то там высшей сущности – это неправильное занятие, ведь нужно быть свободным человеком! Однако, за всё в этой жизни приходится платить. И так получается, что абсолютная свобода покупается тотальным отсутствием смысла. Тут сразу вспоминаются строки из Высоцкого: «Мне вчера дли свободу. Что я с ней делать буду?» (Стихотворение «Дайте собакам мяса»).

Вернёмся к нашему собеседнику. С чем на его взгляд связана проблема поиска дела жизни?

Алексей: … я думаю, что это возрастное. … у моих сверстников не такое большое количество жизненного опыта, чтобы понять, … чему я посвящу свою жизнь. Это, пожалуй, вопрос, который … я хотел бы задать своим родителям или даже их родителям. Возможно, тогда бы я смог сильнее приблизиться к ответу...

Как говорят: «Мудрость приходит с возрастом». Вполне возможно, почему бы и нет? Однако, Но мне кажется, что дело не только в опыте. Я всё же склонен считать, что вопрос стоит о служении чему-то. Кстати, мой собеседник чуть позже косвенно подтверждает этот тезис.

Алексей: …относительно себя, я вижу, что есть две сферы, в которых я чувствую «это моё», что я в этих двух сферах могу сделать что-то [пауза] действительно стоящее (сказали вместе). (Смеётся) Даже слово одно и то же сказали…

Так и хочется спросить: «Стоящее для кого? Или для чего? Кто это оценивает и по каким критериям?» Понятно ведь, что для оценки нужна какая-то система ценностей.

Алексей: Первая область… – это спортивное обучение… Я чувствую, что я могу это делать лучше, чем многие. Эмпирическим путём к этому пришёл.

Учить людей – это действительно великое дело. Если, конечно, речь идёт не просто о механической передаче знаний, а о передаче образа жизни, мыслей, философии. Я лично верю в то, что можно так учить человека забивать гвозди, что в итоге он станет великим мыслителем. И тогда обучение – это формирование нового человека. Если скульптор придаёт форму камню, то учитель – формирует мировоззрение человека. Формирует ли спортивное обучение мировоззрение? Это интересный вопрос, достойный отдельного изучения.

Алексей: А вторая область…– организация мероприятий на стыке между бизнесом и … исследованием. Исследованием природы, исследованием других стран, то есть когда человек открывает для себя какой-то визуальный новый мир. Я чувствую, что на этом стыке я могу сделать что-то клёвое. Могу показать другим людям мир, как я его вижу своими глазами.
Думаю, что здесь уместно привести ролик из поездки Алексея, чтобы читателям сразу стало понятно – о чём идёт речь:


И снова возникает вопрос: "Что значит клёвое?" Что имеется ввиду? А главное - зачем? То есть вопрос смысла. Ведь каждое исследование преследует определённую цель. Так, например, учёный проводит исследования для того, чтобы познать истину. Художник пишет картину, чтобы познать гармонию и т.д. Адресуем пока этот вопрос Алексею и двинемся дальше.

Заметьте ещу одну интересную вещь, оба перечисленных занятия не имеют смысла, если они не направлены на кого-то (учить нужно кого-то, показывать мир нужно кому-то). Без адрессации своей деятелности чему-то \ кому-то такие занятия были бы бессмысленными и не могли бы даже в потенциале стать "делом жизни". Кстати, по этой причине увлечения экстремальным спортом само по себе делом жизни быть не может. Обучение же - может, но большой вопрос возникает в содержании этого обучения. В данном случае я говорю не про трюки, а про духовную составляющую - какое отношение к жизни и миру формирует учитель у своего ученика?

Ведь теоретически можно обучать людей и "трейн-сёрфингу", но нужно ли?




Тем, кому не хватило картинок - рекомендую посмотреть короткий фильм:



Tags: общество, философия, человек, экстрим
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments