ttpark (ttpark) wrote,
ttpark
ttpark

Зачем человеку экстрим? Часть 5: бегство от скуки и беспокойство.


В прошлый раз мы остановились на фразе из статьи в АиФ «Тяга к экстремальному спорту - признак депрессии и суицидального поведения»: «Вероятно, вы не раз слышали, что с помощью экстремальных развлечений якобы можно спастись от скуки и безрадостности «серой» жизни

По моим ощущениям разговоров о серости сегодня идёт очень много. Куда ни глянь, везде борцы с серостью в том или ином виде. Но давайте попробуем ответить на вопрос: о какой серости идёт речь? От чего так отчаянно пытаются спастись люди? Думаю, что здесь в пору придётся отрывок из книги Виктора Франкла «Человек в поисках смысла»:
«… в отличие от животных инстинкты не диктуют человеку, что ему нужно, и в отличие от человека вчерашнего дня традиции не диктуют сегодняшнему человеку, что ему должно. Не зная ни того, что ему нужно, ни того, что он должен, человек, похоже, утратил ясное представление о том, чего же он хочет. В итоге он либо хочет того же, чего и другие (конформизм), либо делает то, что другие хотят от него (тоталитаризм)»

С тоталитаризмом нужно разбираться отдельно. В нашей газете, например, целая серия статей вышла на эту тему (Серия статей «Поппер и другие» рассказывает о том, как создавался термин «тоталитаризм» и зачем), так что сейчас я не буду подробно углубляться в неё.

Если, например, в 1935 году люди в СССР ещё знали для чего они живут (ведь они прокладывали путь в будущее) и могли себе позволить фразу: «Жить стало лучше, жить стало веселее!» — то сегодня эту фразу нужно дополнить припиской: «Только не за чем».
Интересно, что подобная проблема наблюдалась в США ещё в середине XX века (в то время, когда в нашей стране таких сложностей ещё не было). Вот что пишет В.Франкл:

«Из статистики известно, что среди причин смертности у американских студентов второе место по частоте после дорожно-транспортных происшествий занимают самоубийства. При этом число попыток самоубийства (не закончившихся смертельным исходом) в 15 раз больше.
Мне сообщили интересные статистические данные, полученные при опросе 60 студентов Университета штата Айдахо после подобных попыток самоубийства. У них подробнейшим образом выяснялось все, что связано с мотивом этого поступка, и вот что было обнаружено: 85 процентов из них не видели больше в своей жизни никакого смысла; при этом 93 процента из них были физически и психически здоровы, жили в хороших материальных условиях и в полном согласии со своей семьей; они активно участвовали в общественной жизни и имели все основания быть довольными своими академическими успехами.»

По-моему, этот отрывок отлично сочетается с цитатой из статьи в АиФ:

«Для неокрепших подрастающих умов смерть – один из вариантов протеста против мира взрослых.»

А у взрослых, выходит, ум окреп и поэтому они не самоубиваются? Или дело просто в том, что подростки более восприимчивы к смыслу, а взрослые уже а) нашли смысл или б) смирились с тем что его нет? Согласитесь, непростой вопрос. Мой собеседник, например, предполагает, что взрослые люди имеют больше опыта и потому они нашли себя, нашли смысл своего существования.
На мой взгляд, молодые люди действительно очень остро переживают бессмысленность существования, но, к сожалению, мир взрослых сегодня тоже не выглядит осмысленным. И потому от мира взрослых так веет смертной скукой:
«Так, смерть «лихого байкера», харизматической личности, воспринимается порой подростками как радикальное «лекарство от скуки».



Смерть как радикальное «лекарство от скуки»... Жизнь взрослого человека воспринимается как скучная, тягостная и унылая, поэтому человеку так хочется вырваться из этого круга бессмысленности, лишь бы не превращаться в тоскливое существо под названием «взрослый человек». Должен сказать, что мне тоже жизнь современного усреднённого взрослого человека видится грустнейшим зрелищем. Вероятно, поэтому я занимаюсь ещё и общественной деятельностью, пишу статьи и т.д. Эта работа придаёт осмысленность моей жизни, ведь я верю в то, что она помогает делать мир лучше и что однажды нам удастся достичь «раскрепощения и пробуждения высших творческих способностей в каждом человеке». Но пока до этого далеко, а потому вернёмся к молодым людям.
Хотя статьи про экстрим часто пишутся с позиции назидания от взрослого подросткам, тем не менее, я считаю, что и для взрослых ощущение унылости своего существования является характерной проблемой современности. Просто каждый глушит источник своего беспокойства разными способами. Кто-то занимается экстримом, а кто-то пьёт, другой гоняет на машине по ночному городу, третий нарывается на уличные конфликты и т.д.

Вот, например, как развлекаются саудиты:

Как вы думаете - всегда ли удаётся оставаться на дороге? Конечно нет. Можете посмотреть результаты таких "вылетов" в другом ролике: http://www.youtube.com/watch?v=oxfIcqHxFYA

Кстати, недавно мы с ребятами читали рассказ Роберта Шекли «Билет на планету Транай», где один из представителей планеты Транай сказал: «Человек - животное беспокойное». Это произведение описывает антиутопию и потому человек в нём всего лишь животное, хотя и беспокойное. Конечно, я категорически не согласен с тем, что человек всего лишь животное, но готов согласиться с тем, что человеку присуще это самое беспокойство. «Откуда берётся это беспокойство?» – это интересный вопрос на который у меня пока нет ответа.  Однако, именно это беспокойство, как мне кажется, приводит человека как к великим свершениям, так и к катастрофе. Беспокойство требует удовлетворения либо через реализацию чего-то масштабного, либо самоуничтожение — как высшее выражение отчаяния. Может быть ещё поэтому иногда «экстремалов» называют «отчаянными»?
Tags: общество, философия, человек, экстрим
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments