ttpark (ttpark) wrote,
ttpark
ttpark

Исследовательское поведение у животных


Вчера в очередной раз убедился, что интернет – это большая помойка, в которой зачастую крайне сложно найти искомое.

Пару дней назад я наткнулся на ролик под названием «Метафизический спектакль С Кургиняна Изнь». Насколько мне удалось узнать, сделан он по буклету театра на досках начала 90-х годов. Особенно меня заинтересовал кусок, в котором говорится про крысу, которая обладает поисковым инстинктом и ради удовлетворения этого инстинкта порой готова прорываться через барьеры, опасные для жизни.

Для тех, кому удобнее читать приведу расширенную цитату из ролика:

Специалисты рассказывали мне следующую загадочную историю. Оказывается, внутри обычной крысиной стаи всегда есть особи, которых называют «поисковиками». Что это такое?

Крыса поисковик – это крыса, которая в отсутствие обычных физиологических мотиваций (страх, голод, секс и т.д.) почему-то страстно ищет выхода из лабиринта, куда её помещают. Она отважно исследует лабиринт. Зачем? Она не ищет пищу, не прячется, не гоняется за сексуальным партнёром. И тем не менее её собственная поисковая мотивация может быть невероятно высока. Насколько высока?

Уровень мотивации крысы замеряют достаточно просто. Её предлагают преодолеть барьер, запитывая барьер током определённого напряжения. Напряжение постепенно повышают. Соответственно, преодоление сначала вызывает умеренную боль, потом страшную боль, а потом оно оказывается несовместимо с жизнью. Так вот, представьте себе, крыса-поисковик, не имея тривиальных мотивов, только лишь во имя поиска, ради удовлетворения инстинкта исследования, может прорываться через барьер, в котором напряжение несовместимо с её жизнью.

С жизнью, понимаете? С жизнью!

Сейчас эта крыса двинется в лабиринт. И поставит на карту свою жизнь – ради чего? Вы видите – она накормлена. У неё нет других физиологических оснований для подобного поведения. Она в каком-то смысле знает, что может заплатить страшную цену. Ведь она уже натыкалась сначала на ток низкого напряжения, потом на ток среднего напряжения. Ей уже было сначала почти не больно, потом просто больно, потом страшно больно. Сейчас она рискнёт жизнью. Жизнью!

Так ведь это крыса…

Просто крыса..

Всего лишь крыса…

Посмотрите внимательно! Ну, пожалуйста, посмотрите! Какой путь прошла эволюция! Насколько эта девочка сложнее и тоньше своей четвероногой подруги! Ей предстоит прожить долгую жизнь. Ради того, чтобы стать тем, чем она стала. Животное испило чашу страдания до дна. Оно прошло весь ад эволюции. От атома к молекуле, от молекулы .. от … к … и И наконец, от крысы к человеку. К человеку!

И вот теперь человек должен согласиться на то, от чего сейчас откажется эта крыса. Она сейчас отбросит жратву и пойдёт в лабиринт. Сама пойдёт.

Она пойдёт, а человек дожрёт то, что она отбросила? Знаете, как это называется? Это называется izнь.

Зачитывались Дудинцевым («Не хлебом единым»), восхищались Граниным («Иду на грозу»). Молились на Стругацких («Группа свободного поиска»), ставили на полки томики достоевского («В нём мысль великая и неразрешённая. Он из тех, которым не надобно миллионов, а надобно мысль разрешить»)…

А потом восславили ЭТО! Крыса отбросила… ПОДОБРАЛИ! И стали с наслаждением вкушать.

Ну и что прикажете с этим делать? Здесь в России? Да и во всём мире? Что можно и должно сделать в этой ситуации? И не вообще, а применительно к тому, для чего мы здесь собрались.

Только не надо сказок про культурный плюрализм. Про то, что одни в найт-клаб, а другие - в кинотеатр сложного фильма. Это я и без вас знаю. Вы мне другое объясните. Этот сложный фильм – он про что? Про тайну человека. Так ведь?

Ночь… Полнолуние… Сидите, значит, вы за столом… И пишите про эту самую тайну… Мучаетесь! Наконец – о счастливый миг! – получилось. И только-только получилось… тук-тук… По лунному лучу сквозь оконное стекло прямо на вашу рукопись притопала крыса. Притопала и говорит: «Уважаемый драматург! Ты тут всё пишешь про тайну, а между прочим, я-то от куска отказалась и начала поиск! А твоим собратьям слабо?»

И что мне ей сказать? Что она одна из тысяч? Что другие её товарки тоже хрумакают, трахаются, грязут слабых и удирают от сильных?

Нет, я ей этого не скажу. Потому что сказав это, я задену больной и очень страшный вопрос. И не о крысе – о человеке.

Скажут: «Что особенного? Кто только не поднимал этот вопрос? Из тьмы веков он красной нитью тянется в современность, а из неё в будущее».

Сие есть фундаментальная человеческая коллизия. Лабиринт, блуждание…

Вопрос

Меня заинтересовал вопрос – что же это за крысы-поисковики такие? Где можно посмотреть более подробное описание эксперимента, а также автора его и другие подробности. Представьте себе, я не смог обнаружить описания такого эксперимента! Но по описаниям тех экспериментов, которые мне удалось найти, такое, видимо, возможно. Вот отдалённо похожий пример из работы Конрада Лоренца «Лоренц. Оборотная сторона зеркала»:

«Пара куропаток, воспитанных мною "от яйца", оказалась неспособной понять, что выбеленная стена – непроницаемое препятствие. Когда их охватывала «охота к странствию», они бежали к стене комнаты, расположенной напротив окна, потому что она была светлее, чем часть стены под окном. Встретившись с препятствием, они не просто натыкались на него клювом, а упорно продолжали толкаться в том же направлении, неустанно отбегая и снова набегая на стену; повернувшись, они мчались вперед с особенной силой. При этом они постепенно стирали роговую поверхность кончика клюва и оперение передней части шеи, так что мне пришлось повесить перед стеной темный занавес, чтобы предотвратить более серьезные повреждения. Чтобы ограничить передвижение птиц, я отгородил их доской, высоты которой едва хватало, чтобы они не могли выглядывать наружу. Куропатки часто налетали на эту доску то выше, то ниже, но так и не научились целенаправленно перелетать через нее даже после того, как много раз при бесцельных взлетах случайно оказывались по другую сторону доски.»
Также мне удалось выяснить, что явление это носит несколько имен:

·         ориентировочный инстинкт или ориентировочно-исследовательская деятельность

·         поисковый инстинкт

·         исследовательское поведение

По-моему, данная проблематика очень интересна и если у вас есть какие-то сведения на эту тему – дайте знать! Если же возвращаться к словам автора буклета, с которого я начал, то вот что он говорит в одном из интервью:

В театре, как мне кажется, я могу всё, могу поставить хоть мюзикл, хоть трагедию, но задачей моего театра всегда была интеллектуализация искусства. Интеллектуализация театра возможна только, если есть эмоции от ума. Так называемые поисковые эмоции, эмоции человека, мучающегося над тем, чтобы понять истину. Как говорил один из героев Достоевского про своего брата, что ему жить или умереть – не важно, важно – мысль разрешить. Кстати, поисковые эмоции свойственны даже дочеловеческим сообществам, например, крысам. Это очень интересно.

И будет очень страшно, если род человеческий уступит в этом крысам, если мы откажемся от поискового инстинкта.

Пути для дальнейшего исследования проблемы

Мне удалось также найти отсылки к исследованиям на эту тематику, так что если вам будет интересно погрузиться глубже - смотрите работы следующих специалистов и сообществ:

Требуется помощь

Ещё раз повторю: найти подробного описания эксперимента с тоннелем мне так и не удалось. Если вы знаете – где можно подробнее почитать, пожалуйста, киньте ссылку.


Tags: зоопсихология, интернет, психология, человек, этология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments