ttpark (ttpark) wrote,
ttpark
ttpark

Доклад: Китайская философия - Конфуций, Лао-Цзы, Сунь-Цзы Ч.4

Оригинал взят у popoffich в Доклад: Китайская философия - Конфуций, Лао-Цзы, Сунь-Цзы Ч.4
1.png
Из-за большого размера публикую четвертую и заключительную часть отдельным постом. Запись под катом. Напоминаю, что это полный текст моего доклада по китайской философии, рассказанный на собрании Литературно -Исторического Клуба 20.01.2017

Историческое развитие даосизма и конфуцианства
На мой взгляд главный недостаток как конфуцианства, так и даосизма состоит в том, что они совсем не касаются вопросов смысла. Они детально расписывают что надо делать чтобы народ жил в достатке и безопасности, и это было мегаактуально в то время, когда писались эти труды. Но в этих книгах совсем не затрагивается вопрос – зачем нужны порядок и процветание?
Конфуций говорит: Лунюй: 8.13. – В стране в которой есть путь стыдно быть бедным. В стране в которой нет пути стыдно быть богатым 邦有道,贫且贱焉,耻也;邦无道,富且贵焉,耻也
То есть хорошо, сверхусилиями состояние хаоса преодолено, что делать дальше. По Конфуцию выходит прямо-таки ельцинский лозунг «обогащайтесь». И понятно, что это должно сдерживаться такими вещами как человечность, когда благородный муж раздает свои излишки нуждающимся, а сам живет аскетично. Но ведь это может работать два-три поколения, а затем в спокойствии неизбежно начнется мещанство. И если посмотреть на историю развития, упадка и гибели каждой конфуцианской династии, то все идет именно этим путем.

Книги намерено избегают вопросов естественных для западного человека – зачем эти все труды? В чем смысл великого труда по доведению себя до состояния морального идеала, неважно конфуцианского или даосского. Есть определенные моменты касательно оставления своего имени в истории и последующей обязанности твоих потомков почитать тебя после смерти. Но на этом собственно все и ограничивается. Нет связи с абсолютным и идеальным. Нет связи с трансцендентным. Все утопает в прагматике и многочисленных инструкциях, которые основаны на практике, а не на мире высших идеалов.

Тут китайцев постигла схожая проблема с Советским Союзом, в период смуты и войны всех против всех, когда жизнь становится невыносима, появляются люди, следующие конфуцианским ценностям. Они приводят все в порядок и строят стабильное процветающее общество. Но потом спустя несколько поколений изначальный заряд жизненной силы и энергии недовольства царящим вокруг бардаком остывают и государство начинает поглощаться коррупцией, борьбой за власть и социальным неравенством. В итоге это приводит к народному восстанию, иностранной интервенции и все повторяется сначала. Причина этого – зацикленность на материальном, на повседневности.

Второй существенный недостаток – это излишняя консервативность и укорененность в старине. Конфуцианство проповедует важность непрерывного учения, но чтобы чему-то учиться, кто-то должен это сперва открыть и описать в учебнике. А с открытиями плохо, потому что есть беспрекословное подчинение младшего старшему, подчиненного начальнику. Плюс религиозное поклонение ритуалам. Во времена Конфуция и последующие 2000 лет – никакой речи об инновациях и промышленной революции речи быть не могло, так что это существенной роли не играло. А потом пришли европейцы с новыми технологиями и унизили Китай так как его не унижал еще никто и никогда. Потому что ранее Китай уже захватывали варвары, но эти варвары были культурно ниже китайцев, они быстро признавали их превосходство и ассимилировались. Сейчас же варвары оказались культурно выше и умнее, они смотрели на китайцев с презрением и заслуженно. Это гораздо обиднее.

Вдвойне обиднее что европейцы победили китайцев их же изобретениями. Китайцы изобрели порох, бумагу и печатный станок, и компас. Европейцы, когда получили в руки эти изобретения стали с помощью пороха делать ружья и пушки. С помощью бумаги и печатного станка они запустили эпоху Просвещения. С помощью компаса они открыли Америку и покорили полмира. Китайцы же с помощью пороха взрывали хлопушки. Из бумаги они делали расписанные вручную свитки. С помощью печатного станка они печатали деньги. Компасом они смотрели феншуй. Какая радикальная разница в подходах, и какая обида для китайцев что они из-за своей ментальности упустили тысячу лет развития, если бы они вовремя нашли правильное применение своим изобретениям, то весь мир уже тысячу лет как был бы китайским.

Китайские интеллектуалы в XIX-XX в. очень остро переживали это состояние, и они пришли к выводу что причина их отсталости кроется в неправильных ценностях. Сами ценности может и не плохие, но они больше не соответствуют времени. Пора китайцам учиться у европейцев.

Тут стоит отойти от собственно Лунюя и забежать несколько вперед. После смерти Конфуция его ученик Мэнцзы систематизировал и распространил конфуцианское учение – в частности он выдвинул三纲 – три устоя
君臣父子夫妇之道,辩矣 – принципы отношений между государем и подданным, отцом и сыном, мужем и женой − чётко разграничены
абсолютная власть государя над подданным, отца над сыном, мужа над женой.
君君臣臣 – государь должен быть государем, а поданный, подданным
В основе раннеконфуцианской философии был принцип «человек как основа» 以人为本

1.png

Затем, спустя тысячу лет, после многочисленных войн и смен династий, пришла династия Сун (960-1279 гг.) – и добавила новые конфуцианские устои с принципом «семья как основа» 以家为本
八德 – восемь добродетелей
孝、 悌、 忠、 信、 礼、 义、 廉、
Это были добродетели крестьянского, аграрного общества и они послужили фундаментом китайского мировоззрения в течение почти 1000 лет, вплоть до 20 века.

1.png

Через тысячу лет, в начале 20 века, в конце династии Цин и начале Республиканской эры Сунь Ятсен предложил «новые восемь добродетелей». Эти новые добродетели выступили как смесь западных и китайских нравственных ценностей. Сунь Ятсен разбавил традиционное китайское мировоззрение рядом христианских ценностей, а также рядом новых политических концепций. При этом сохранив часть старых китайских ценностей. Которые должны подчеркивать уникальность китайского пути. Все это как выражение принципа 中体西用 – «Китайские ценности за основу, западные ценности для практического использования» квинтэссенция слияния западных и китайских ценностей.

忠、孝、仁、爱、信、义、和、平
以国为本 – государство как основа – это новый принцип.
孝、悌、忠、信四德为基础
忠孝、преданность (государю) и сыновняя почтительность (к родителям)
仁愛、любовь к людям, гуманность, милосердие, великодушие; гуманный, добрый
信義доверие, верность слову; верность долгу
和平 – мирный
– мирный, гармоничный

В этом есть своеобразный пафос современной китайской идеологии как на материке, так и на Тайване. Что нравственные ценности на протяжении истории развиваются. Изначально было «человек как основа». Потом спустя ровно тысячу лет «семья как основа» - (в крестьянском обществе) и наконец на будущие тысячу лет новый нравственный принцип – «государство как основа». Это своеобразная попытка китайцев задать себе траекторию развития на ближайшую тысячу лет. Обновляющей, живительной силой для такого развития должны послужить западные и христианские идеи – мира, любви, равенства, гуманизма.

Как я считаю данная попытка не решает проблемы оторванности китайского мировоззрения от Трансцендентного. Это уже сказывается сейчас, когда почти любой китаец в приватной беседе начинает жаловаться на бессмысленность жизни.
Эту нехватку связи с трансцендентным в конфуцианстве, китайцы отчасти пытаются компенсировать даосизмом. Тут важное слово «отчасти» потому что даосизм касается этого довольно смутно и туманно.

Тем не менее именно вокруг даосов выросла целая сеть тайных культов, часть из которых перемешались с буддизмом, а в 19 веке еще часть перемешалась с своеобразно интерпретированным христианством (например, восстание тайпинов). Эти культы вовлекали в себя как китайскую элиту, жаждущую «особых знаний», так и народных революционеров жаждущих радикального обновления прогнившей системы. Периодически эти культы подымали широкие народные восстания, которые иногда завершались успехом, опрокидывали императорские династии и приводили на трон новых императоров.

Несмотря на довольно серьезные противоречия между конфуцианством и даосизмом, они на самом деле не отрицают, а дополняют друг друга. Просто в конфуцианской иерархии Народ подчиняется императору, а император подчиняется небу, а у даосов еще идет дополнение: небо подчиняется Дао. Даосы же могут интерпретировать волю Дао (если можно так говорить) и, следовательно, волю Неба.

Далее идет мое личное предположение.

Можно ли говорить о орденском начале в рамках даосизма? И да и нет. Чтобы был орден – нужна метафизика, нужна вера в потусторонний мир и вера в получение сигналов из этого мира. В случае с даосизмом, речь идет не о потустороннем мире, а о скрытых механизмах по которым работает этот мир. Мудрый человек в состоянии видеть эти механизмы и то куда текут подземные реки вселенских процессов. Он может передавать это тайное знание своим ученикам, и они могут попытаться ускорить этот процесс.

Как например в случае восстания Желтых повязок в конце II в н.э. когда восставшие верили в скорое наступление эпохи «Синего неба». Или восстания Красных повязок и восстания ихэтуаней организованные сектой Белого Лотоса, которые верили в скорое наступление «Эры Белого Солнца» и приход Будды Майтрейи.

При этом не нужно вдаваться в конспирологические крайности и думать, что даосские секты это одна из форм всекитайского правительства. Когда в Китае был гражданская война между НОАК и Гоминданом, члены различных тайных сообществ воевали друг с другом по разные стороны фронта. Так что ошибочно думать о их некоем единстве. Точнее говорить о них как о форме организации различных элитных группировок вокруг неких скрытых идей и смыслов, берущих свои корни в буддистских и даосских представлениях о том куда движется мир.

Таким образом мы видим, что тайные общества и сейчас являются важным фактором в китайской политике и серьезно влияют на происходящие там политические и общественные процессы. Причем не только в материковом Китае, но и на Тайване, а также в многочисленной китайской диаспоре по всему миру.

Теперь отойдем от Китая и подумаем о России. Вы прослушали этот довольно длинный доклад явно не из праздного любопытства к малознакомой китайской культуре. Наша задача взять из этой информации некие полезные знания, которые могут помочь нам в нашей борьбе. Или хотя бы получить направление для самостоятельных поисков этих знаний.

Что мы усвоили и что надо запомнить из этого доклада:
1)      Конфуцианские нравственные ценности. Они в большинстве своем универсальны и полноценное обладание ими это абсолютно необходимое условие для контрэлиты, которой мы пытаемся стать.

2)      Исправление имен – Кургинян много говорил про важность правильности имен в конфуцианской традиции. В этом докладе я постарался кратко раскрыть важности правильного давания имен в политике.

3)      Балансировка процессов – в рабочей деятельности реально важно не допускать перекосов одних задач над другими. Если хотите, можете называть это универсальным законом по которому работают Вселенная, природа и человеческое общество. Называйте это как хотите, но это работает и это надо учитывать в планировании

4)      Китайская мудрость – конфуцианство и даосизм окружены плотной завесой мифов, эзотерики и восторженных вздохов со стороны всяких «духовно богатых» личностей. Моей задачей было сорвать эту завесу и показать даосизм и конфуцианство такими какие они есть. Как итог я вижу, что предложенные Конфуцием и Лао-цзы идеи интересны и полезны, но не лишены недостатков. Главный недостаток – это отсутствие связи с трансцендентным, отсутствие неких высших пределов, отсутствие «Моста через пропасть», который должен реально связывать нас с нашими предками. Не на уровне дежурных ритуалов, а на уровне «глазами их не видеть их земли, ушами их не слышать мир отчасти». В их учении нет «связи обоюдной. Не мертвых власть, а власть того родства что даже смерти стало недоступно».
Вместо всего этого есть достаточно ограниченный реальными делами и прагматикой взгляд на мир, не выходящий за его пределы.

5)      Последнее – китайская мысль не только сосредоточена на земной жизни (пускай и овеянной вечным возвращением), но вдобавок еще и сосредоточенна исключительно на Китае. Китайцы в самых своих дерзких. Сакральных и возвышенных мечтах не выходят за пределы собственно китайской империи. Не пытаются объять все человечество и всю вселенную. По их мнению это в принципе невозможно из-за концепции вечного возвращения. Китайцы могут стремится к эре тысячелетнего процветания, но они будут четко знать, что за этим тысячелетним процветанием последует не менее жестокий упадок. Они далеки от представления о современной истории как Пред-истории подлинной истории человечества. У китайцев нет даже понятия гуманизма как преодоления всех пределов развития. Китайский гуманизм — это «человеколюбие» «жэнь» - то есть просто стремление сделать жизнь людей лучше и повысить их благосостояние.

К чему это я описываю?
К тому что нам не надо надеяться на помощь от китайцев в построении коммунизма и реализации красного проекта.
Красный проект китайцев — это не воплощение мечты человечества о развитии, а воплощение мечты китайцев о национальном реванше и наступлении эры китайского доминирования и китайского же благосостояния.
Китай реализует свой собственный глобальный проект, который ничего не имеет общего с реализацией проекта СССР 2.0. вполне возможно, что СССР 2.0. будет рассматриваться китайцами как конкурент, хотя и будет парадоксальным образом вести их к развитию.
Потому что это есть русский путь – счастье всему человечеству сразу, без подразделения на избранные и низшие народы.

Обновление коммунистической идеи и авангард борьбы за человечество — это наша задача. Только мы в состоянии сделать это. Ждать помощи от китайцев не имеет смысла. Вот что нам нужно понять и это одна из основных целей моего доклада.

Спасибо за внимание!


Алексей Попов
перейти к содержанию моего блога

Tags: Китай, философия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments