ttpark (ttpark) wrote,
ttpark
ttpark

Война с культурой. Как она ведётся.


Вчера с ребятами обсуждали вот такую интересную книгу. Называется она  «Война с культурой» (Автор: М.Ю. Волчкова). Автор книги сообщает, что с культурой как таковой можно вести войну и что эта война может оказаться крайне болезненной для общества. Как же это происходит и почему такая война столь опасна?

Сознательно не берусь пересказывать содержание книги, так как лучше ознакомиться с ней самостоятельно. Вкратце скажу только о следующих вещах: культура является средством «возделывания души», то есть тем, что обеспечивает развитие человека и общества как такового (в этом кстати и заключается самая большая опасность ведущейся войны с культурой). Механизм такого «возделывания» строится , насколько мне удалось понять, на двух вещах:

·         сохранении идентичности общества за счёт передачи опыта прежних поколений в виде норм, принципов, ценностей, представлений о благе и т.д.
·         обогащении имеющегося опыта новизной

Оба этих пункта находятся в противоречии, как стабилизирующий и развивающий элементы. Это принципиальный момент в рассматриваемой схеме, так как, используя, естественные противоречия системы «враги культуры» её и уничтожают. Дело всё в том, что система в обязательном порядке должна содержать оба этих элемента, а «зазор» между ними должен иметь некоторую величину, которая позволяет сохранить напряжение, но не даёт культуре развалиться на отдельные куски. Противник же «вбивает клин» между двумя этими вещами и тем самым уничтожает культуру как таковую.

О конкретных примерах мы поговорим в следующем посте. А здесь я ещё приведу схему, которая, на мой взгляд, помогает классифицировать различные типы ударов по культуре. Схема составлена мной и не претендует на истину в последней инстанции J (очень надеюсь на получение конструктивных комментариев от читателей).

Итак, какие элементы входят в предложенную мной схему и какие атаки на них совершаются?
·         Идея возможности блага — имеется ввиду наличие самой потенциальной возможности блага. Безусловно под этим пунктом тоже есть опора. Видимо, это метафизика. Думаю, что в связи с этим многие вспомнят схему «Лестница смыслов».
·         Атака: удары по идее как таковой.

·         Представления о благе — конкретные представления народа о благе
·         Атака: удары по имеющему образу блага, десакрализация

·         Ценности — то, что "является ценным" в связи с имеющимися представлениями о благе
·         Атака: удар по конкретным отдельным ценностям

·         Принципы, нормы и табу — являются комплексом, регулирующим поведение. С одной стороны принципы задают направление, то есть говорят о том, как нужно делать, а табу говорят о том, чего делать нельзя, то есть задают нижнюю границу. Тем самым поведение человека отсекается от «низа» и начинает тянуться "вверх".
·         Атака: пропаганда всеядности, чрезмерной гибкости, толерантности ко всему, а также снятие всяческих табу.

·         Примеры и символы — под примерами я понимаю чужой опыт соблюдения норм, принципов и табу, позволяющий наглядно показать, что так жить можно и должно. Примеры задают планку, ниже которой опускаться негоже, к которой нужно тянуться. Символы же обеспечивают связь материального мира с миром идеальным.
·         Атака: дегероизация, опошление символов

·         Институты трансляции — это кинотеатры, театры, библиотеки, культурные учреждения, семья и всё то, что позволяет осуществить передачу смыслов от одного человека к другому.
·         Атака: уничтожение институтов, отчуждение широких слоёв общества от институтов трансляции высокой культуры

В следующий раз мы разберём конкретные удары и способы их нанесения.
Tags: Россия, война, культура, общество
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments